НАСА открыло целый выводок звезд-"тыкв" на Хэллоуин

30.10.2016 в 13:00 65 0 НОВОСТИ / Наука
НАСА открыло целый выводок звезд-"тыкв" на ХэллоуинОрбитальная обсерватория "Кеплер" получила фотографии почти двух десятков необычных "сплюснутых" звезд, похожих по форме на тыквы из-за сверхвысокой скорости вращения и выделяющих в тысячи раз больше рентгена, чем Солнце, сообщает Центр космических полетов НАСА имени Годдарда.

"Эти 18 звезд совершают один оборот вокруг своей оси всего за пару дней, тогда как Солнце тратит на это около месяца. Сверхбыстрая скорость вращения усиливает активность в их недрах, ускоряя появление и угасание солнечных пятен и связанных с ними вспышек на поверхности этих звезд, буквально заставляя их уходить в "перегрузку", — рассказывает Стивен Хоуэлл (Steven Howell) из Центра космических полетов имени Эймса в Моффетт-Филд (США).

Как рассказывает Хоуэлл, научная команда обсерватории заинтересовалась подобными "тыквенными" звездами, как они их называют, еще во время первого этапа работы "Кеплера", когда он следил за почти 150 тысячами звезд, расположенных в созвездиях Лебедя и Лиры. Практически беспрерывные наблюдения за этими светилами на протяжении четырех неполных лет раскрыли большие странности в поведении некоторых из них, яркость которых колебалась примерно в 100 раз быстрее, чем появляются и исчезают пятна на Солнце.

Быстрая частота появления и исчезновения пятен и вспышек на этих звездах указала на то, что они вращаются очень быстро, несмотря на относительно скромные размеры и достаточно пожилой возраст. Это удивило астрономов, и они детально изучили все 18 звезд, которые демонстрировали подобное поведение, при помощи другого телескопа НАСА, "Свифт", работающего в рентгеновском диапазоне, и оптического телескопа Хейла в Паломарской обсерватории в Калифорнии.

Эти наблюдения показали, что данные звезды вырабатывают огромное количество рентгена, в сотни раз больше, чем Солнце излучает во время пиков активности, и в тысячи раз больше, чем во времена "штиля" на нашем светиле. Скорость их вращения тоже оказалась очень высокой – они совершают один оборот всего за 2-3 дня, а самые быстрые звезды – KSw38, KSw57 и KSw78 – совершали один виток вокруг себя менее чем за день.

Столь высокая скорость вращения означает, что эти звезды будут похожи не на шары, а на своеобразные "тыквы" из плазмы, сплющенные под действием центробежных сил. Облик этих "тыкв" будет постоянно меняться из-за высокой степени активности их недр, что только делает их похожими на то, как светятся хэллоуинские тыквы, внутрь которых была вставлена свеча.

Читать также: Звезды нарядились на Хэллоуин (ФОТО)

Как могли возникнуть подобные светила? Как считают астрономы, опираясь на необычные свойства этих звезд-"тыкв", они могли появиться на свет в результате слияния двойных звезд, расположенных на очень близком расстоянии друг к другу.

Когда одно из этих светил исчерпывает свои запасы "звездного горючего", оно превращается в красного гиганта, разбухая до огромных размеров и поглощая вторую звезду. Умирающая и еще молодая звезда сливаются, и на их месте возникает новое светило, похожее по своим свойствам на звезды, найденные "Кеплером". О возможном существовании таких объектов астрономы начали говорить еще в 70 годах прошлого века, однако только сейчас ученым удалось найти их при помощи "Кеплера" и "Свифта".