Ученые выяснили, что общего между бородатыми хипстерами и обезьянами

18.11.2016 в 14:30 131 0 НОВОСТИ / Наука
Ученые выяснили, что общего между бородатыми хипстерами и обезьянамиЗачем нужны хипстерам бороды и что общего у них с гамадрилами, выяснили австралийские ученые, изучив человеческие и обезьяньи эталоны мужской красоты.

В 2014 году в мире было отмечено резкое увеличение количества бородатых мужчин. Казалось бы, в такой ситуации хипстеры, стремящиеся быть «не как все», должны начать чаще пользоваться бритвой. Однако этого не произошло: бороды стали длиннее и тоньше, но никуда не исчезли. Австралийские исследователи, изучавшие внешние «украшения» самцов 154 видов приматов, относящихся к 45 родам, объяснили, почему в эру компьютерных технологий бороды снова на пике популярности. Результаты были опубликованы в журнале Evolution and Human Behavior.

Мужчины используют бороду, усы и бакенбарды для привлечения внимания противоположного пола. Этот вывод не так сложно сделать, пользуясь бытовыми знаниями. Интересно, что борода «работает» вне зависимости от того, нравится она конкретной женщине или нет.

В любом случае привлекательность бородатого мужчины возрастает, так как подсознательно наличие бороды на его лице ассоциируется с высоким социальным статусом.

Автор исследования доктор Кирилл Грютер из Университета Западной Австралии сообщил, что в крупных и многоуровневых социальных группах самцы приматов носят более яркие, хвастливые украшения, чтобы успешно конкурировать за внимание самок. К таким демонстративным «знакам качества» относятся более длинные носы у самцов носатых обезьян, надгубные наросты золотистых курносых обезьян, «капюшоны» из белых и серебряных волос на голове у гамадрилов, получивших за эту особенность еще одно название – плащеносный павиан, – и большие щечные мешки орангутанов.

В один ряд с этими странными и экзотичными для нас проявлениями силы и красоты попали и человеческие бороды.

То, что самки предпочитают кавалеров с «украшениями», имеет эволюционный смысл: только более здоровые и сильные самцы могут позволить себе потратить энергию на отращивание цветной «шевелюры» или других знаков отличия. Яркая окраска, длинные носы, а если отойти чуть дальше, тяжелые рога оленей или огромные неудобные павлиньи хвосты в повседневной жизни могут не только не приносить никакой пользы, но и мешать спасению от хищников или поиску пропитания. Именно поэтому самец, обладающий такими чертами, скорее всего, здоров, хорошо приспособлен к условиям среды и передаст потомству гены, способствующие выживанию.

Хорошей иллюстрацией будет и пример лысого уакари, обезьяны из тропических дождевых лесов северо-запада Южной Америки. Этот вид приматов получил свое название за безволосую морду. У самцов она окрашена в ярко-красный цвет.

Однако во время болезни кожа самцов заметно бледнеет, что снижает уровень их привлекательности. Это дает самкам шанс сделать выбор в пользу самца, потомство которого будет более здоровым.

Ярко-красный нос самцов мандрилов, по бокам от которого тянутся синие костные борозды, и его желто-оранжевая борода сигнализируют о хорошем иммунитете. По крайней мере, в 2010 году была установлена связь яркости нарядов мандрилов с генетическим разнообразием области генома, отвечающей за производство белков клеточной мембраны, по которым Т-лимфоциты отличают «своих» от «чужих», чтобы обезвредить бактериальных «захватчиков».

«У людей же это может включать такие внешние проявления, как украшение своего тела, ношение ювелирных изделий и другие атрибуты престижности», – комментируют исследователи.

Выходит, что женщины, как и другие самки приматов, подсознательно считают мужскую бороду показателем здоровья, силы и высокого социального статуса, поскольку в природе самые приспособленные и здоровые как раз и становятся лидерами группы. Однако тогда возникает вопрос: почему не все мужчины носят бороду? Ответ на него австралийские ученые также нашли, исследуя влияние размера социальной группы на внешние проявления красоты.

Размер сообществ, в которых живут приматы, может широко варьироваться. Исследователи сделали предположение, что стремление выставить напоказ свои «украшения» должно быть высоким у приматов, которые живут в многочисленных группах,

а у видов, живущих в небольших сообществах, внешние признаки привлекательности не будут играть такую роль.

Рассматривая фотографии животных в базах данных, собранных другими учеными, австралийские исследователи оценили половой диморфизм (видимые различия между самцами и самками) по шкале от нуля (нет заметных различий) до пяти (каждый пол имеет отличительные черты, отсутствующие у другого). Внимание обращали не только на окраску и другие украшения, но и на массу и размер тела.

Людям, украшениями которых считались борода, бакенбарды и усы, была присвоена цифра 5.