» » » Наночастицы могут вызвать мутации ДНК человека, - ученые

Наночастицы могут вызвать мутации ДНК человека, - ученые

06.10.2016 в 23:00 178 0 Наука / Наука. Главное
Наночастицы могут вызвать мутации ДНК человека, - ученыеРазговоры о ГМ-продуктах стали почти нормой, но при этом люди редко осознают, что прочие предметы быта — скажем, косметика, одежда и прочее — тоже могут быть сильно модифицированы. Только в этом случае речь идет, конечно, не о генетических изменениях, а о нанодобавках, когда в материал внедряют некие частицы, чтобы они, к примеру, убивали микробов, улучшали текстуру поверхности, увеличивали срок хранения вещи и т. д. Кроме того, наночастицы могут добавляться в еду и лекарства.

Но такие частицы, как выяснили ученые из Массачусетского технологического института (США), могут быть весьма опасны для живых клеток. Конечно, подобные исследования уже проводились, но обычно опасность наночастиц оценивалась по тому, как они влияют на выживаемость клеток. Грубо говоря, сколько клеток выживет, а сколько погибнет, если им подсыпать эти наночастицы.

Однако не исключен и такой вариант, что клетка выживет и приобретет некие неприятные мутации. Именно это и решили проверить Филип Демокриту и его коллеги.

Читайте также: Хроническое недосыпание может разрушать клетки головного мозга, - ученые

Исследователи воспользовались недавно изобретенным методом, который позволял проверять сразу множество образцов ДНК, испытавших воздействие разных условий; при этом само количество ДНК в образцах могло быть очень и очень небольшим.

Для опыта выбрали два типа клеток: предшественников лимфоцитов человека и клетки яичников хомячка, которым придали способность бесконечно делиться. Сами же наночастицы были пяти типов: из серебра, оксида цинка, оксида церия, оксида железа и оксида кремния; исследователей интересовало, могут ли эти наночастицы вызывать повреждения в ДНК, но оставлять при этом клетки в живых.

О некоторых из этих частиц известно, что они повышают уровень кислородных радикалов, могущих вносить разрывы в ДНК. Чемпионами в этом смысле оказались наночастицы из серебра и оксида цинка: они, как сообщается в журнале ACS Nano, активней всего вносили одноцепочечные разрывы в ДНК в обоих типах клеток. Причем это происходило при таких концентрациях наночастиц, которые на выживании клеток еще не сказываются. То есть клетка способна залатать повреждение в ДНК, однако при этом может возникнуть мутация, и неизвестно, каким боком она выйдет в будущем.

Прочие же наночастицы, в том числе кремниевые, которые чаще других используются в пищевой и фармацевтической отраслях, вредили ДНК намного меньше. При этом, конечно, надо учитывать, что некоторые наночастицы могут накапливаться в организме, так что вред от них в реальности может быть куда бóльшим.

Конечно, это не значит, что нужно тут же отказаться от использования наночастиц в промышленности; в конце концов, хорошо бы еще выяснить, действительно ли такие повреждения ДНК могут привести к болезни. Однако применять их надо все-таки с осторожностью — из-за их потенциального генотоксического эффекта.
Источник: compulenta.computerra.ru